Уэйт, Артур Эдвард (Waite, Arthur Edward, 2.10.1857, Нью-Йорк, США — 19.05.1943, Рэмсгейт, Кент, Англия) — английский мистик, писатель, историк западной эзотерической традиции.
Родился в Бруклине (Нью-Йорк), у родителей, живших в гражданском браке, — Чарльза Уэйта, капитана американского торгового судна, и Эммы Ловелл, дочери состоятельного лондонского торговца.
Овдовев в 1858 г., Эмма Ловелл вернулась в Англию с годовалым сыном и новорожденной дочерью Фредерикой. Ее семья не признала незаконнорожденных внуков, и Эмма поселилась с сыном и дочерью на окраине Лондона. Тяготы жизни побудили ее обратиться за утешением к католической вере, в которой она воспитала и обоих детей.
Артур поступил в католический колледж Сент-Чарльз, но вынужден был бросить учебу и устроиться на работу клерком. После смерти любимой сестры в 1874 г. Уэйт разочаровался в католическом вероучении, однако на всю жизнь сохранил любовь к церковной обрядности и впоследствии вносил многие ее элементы в собственные церемонии, которые разрабатывал для различных оккультных орденов. В поиски новой духовной опоры он обратился сперва к спиритизму, а затем к теософии, но вскоре отверг и то, и другое, не удовлетворившись результатами спиритических опытов и не одобрив антихристианских предубеждений Е.П. Блаватской.
В свободное время Уэйт писал стихи и романтические рассказы. Первой его публикацией стала «Ода к астрономии» (1877); в дальнейшем многие его стихотворения и рассказы печатались в литературных журналах. Но к середине 80-х гг. Уэйт отказался от художественного творчества в пользу исторических трудов, приняв решение исследовать и популяризовать западную эзотерическую традицию. В 1886 г. он опубликовал первую книгу на оккультную тему — «Тайны магии: компендиум сочинений Элифаса Леви». Работая в библиотеке Британского музея, он познакомился с другим ее тогдашним завсегдатаем — С.Л. Мазерсом, одним из основателей Герметического ордена Золотой Зари.
В 1883 или 1884 г. Уэйт женился на Аде Лэйкман («Лукасте»), которая впоследствии родила ему дочь Сибиллу.
В январе 1891 г. Уэйт и Лукаста по рекомендации Э.У. Берриджа прошли посвящение в орден Золотой Зари. Однако Лукаста относилась к работе в ордене без особого энтузиазма, да и сам Уэйт посещал мероприятия Золотой Зари лишь от случая к случаю. Орденская система, в которой оккультные элементы существенно преобладали над мистическими, во многом его не устраивала. В 1893 г., поднявшись лишь до степени Философа, он отказался от членства, но три года спустя вернулся, продолжил продвижение по степеням и в 1899 г. был допущен во Второй орден. Орденским девизом ему служило изречение из Книги Товита 12:7 — «Sacramentum Regis» (лат. «Тайна царева»).
После раскола в ордене Золотой Зари, в сентябре 1901 г., Уэйт обратился к масонству и был принят в масонскую ложу «Ранимид» в Букингемшире. К середине 1902 г. он прошел три степени символического масонства и был удостоен степени Ревнителя в иерархии Шотландского обряда. В том же 1902 г. Уэйт вступил в Английское общество розенкрейцеров (SRIA).
К этому времени Уэйт окончательно утвердился во мнении, что все основные эзотерические традиции Запада, включая алхимию, каббалу, розенкрейцерство, масонство и христианский мистицизм, восходят к общему первоисточнику и что правильная интерпретация символики, общей для всех этих течений, открывает тайные пути к духовному просвещению и непосредственному познанию Бога.
Возглавив в 1903 г. первый храм Золотой Зари — храм Исиды-Урании, Уэйт преобразовал его в орден «Независимого исправленного обряда Золотой Зари», в основу учения которого был положен христианский мистицизм. Чтобы разработать ритуалы посвящения для этого ордена, Уэйт много путешествовал по Европе, собирая масонские документы. Неприязнь Уэйта к магии и оккультизму повлекла за собой очередной раскол и возникновение ордена Утренней Звезды (Stella Matutina), во главе которого встал Р.У. Фелкин. Но даже внутри группы, сохранившей верность Уэйту, разногласия сохранились вплоть до роспуска ордена в 1914 г. Год спустя, в 1915-м, Уэйт основал еще один орден — Братство Розы и Креста, посвященное «поискам Божественной Благодати, а не поискам Силы». Устав этой организации запрещал ее членам какие бы то ни было контакты с орденом Утренней Звезды.
В 1920 г. Уэйт переехал из Лондона в Рэмсгейт (Кент) и вышел из состава всех организаций, кроме масонской ложи «Ранимид», в работе которой он на протяжении предыдущих десяти лет принимал деятельное участие и членом которой оставался до конца своих дней. Братство Розы и Креста пришло в упадок, а о его основателе поползли слухи, что он пристрастился к бутылке и изменяет своей жене с Элен Рэнд (состоявшей в ордене Золотой Зари в пору его расцвета под девизом «Vigilate» — лат. «Бдите!»). В 1924 г. Лукаста умерла, и Уэйт женился вторично — на Мэри Бродбент Шофилд (состоявшей в ордене Уэйта под девизом «Una Salis» — лат. «Единственное спасение»). Последние годы жизни Уэйт провел в Бишопсбурне (Кент); там же он скончался и был похоронен на местном церковном кладбище.
Самым известным его вкладом в эзотерическую традицию стало создание колоды Таро, приобретшей впоследствии огромную популярность. В 1909 г. Уэйт закончил работу над книгой «Ключ к Таро» и заказал сопроводительную колоду к этой книге художнице Памеле Колман Смит, состоявшей в его реорганизованном ордене Золотой Зари. Эта колода, выполненная под руководством Уэйта и опубликованная в издательстве «Райдер энд Компани», известна ныне под названием «Таро Райдера-Уэйта». Еще одной заслугой Уэйта в данной области стала популяризация расклада «Кельтский крест», включенного им в программу обучения членов Первого ордена Золотой Зари.
Уэйт был необычайно плодовитым писателем. Его литературное наследие включает десятки книг: монографии, посвященные различным аспектам западной эзотерической традиции, исследования истории масонства и других тайных организаций, биографии выдающихся мистиков и магов прошлого. Кроме того, Уэйт перевел на английский сочинения Элифаса Леви и Папюса, а также подготовил переиздания целого ряда мистических и алхимических трудов (в частности, работы Томаса Вогана).
Основные произведения: «Тайны магии: компендиум сочинений Элифаса Леви» (1886), «Подлинная история розенкрейцеров» (1887) , «Руководство по картомантии» (1889), «Внутренняя жизнь с точки зрения мистика» (1891), «Оккультные науки: компендиум трансцендентальной доктрины и опыта» (1891), «Азот, или Звезда Востока» (1893), «Золотая лестница» (1893), «Культ дьявола во Франции, или Проблема Люцифера» (1896), «Книга черной магии и договоров» (1898), «Жизнь Луи-Клода де Сен-Мартена, Неизвестного Философа, и сущность его трансцендентальной доктрины» (1901), «Учение каббалы и каббалистическая литература» (1902), «Очерки мистицизма» (1906), «Ступени к Венцу» (1906), «Сокровенная церковь Святого Грааля» (1909), «Ключ к Таро» (1910), «Иллюстрированный ключ к Таро» (1911), «Тайная традиция в масонстве» (1911), «Книга церемониальной магии» (1913), «Тайная доктрина в Израиле» (1913), «Избранные стихотворения» (1914), «Путь Божественного Единения» (1915), «Глубинные аспекты масонской символики» (1915), «Новая энциклопедия масонства» (1921), «Книга Святого Грааля» (1921), «Роберт Фладд и масонство» (1922), «Раймунд Луллий» (1922), «Сен-Мартен» (1922), «Светочи западного мистицизма» (1923), «Братство Розы и Креста» (1924), «Символическое масонство» (1925), «Тайная традиция в алхимии» (1927), «Священная каббала» (1929), «Святой Грааль» (1933), «Тайная традиция в масонстве» (испр. изд. 1937), «Тени жизни и мысли» (автобиография, 1938).
© Анна Блейз, составитель, 2007